Неточные совпадения
У него социальная тема играла большую роль, и есть даже родство с коммунизмом-коллективизмом, идеология труда,
регуляция природы, проективность.
Главная его идея, его «проект», связана с
регуляцией стихийных сил природы, с подчинением природы человеку.
Но призыв этот здесь обращен уже не к Одному, не к Сыну Божьему и Сыну Человеческому, но ко всем сынам человеческим, которые призываются явить свое богосыновство «общим делом»
регуляции природы и ее плодом — трудовым оживлением мертвой материи, превращением камней в хлебы, воскрешением мертвецов.
И воле человеческой не дано их «тревожить, чтобы они вышли», лишать их места успокоения всевозможными методами
регуляции природы [«Блажен путь, в он же идеши днесь, о душе, яко уготовася тебе место упокоения» — такими словами напутствуется Церковью умерший при погребении.].
Вот этого-то «изменения», которое, по существу, является новым творческим актом Бога над человеком, именно и не может совершить хозяйственный труд, а поэтому и «проект» Федорова, как бы далеко ни зашла «
регуляция природы», силами природными и человеческими неосуществим.
Федоровский «проект» одной своей стороной, именно поскольку он связан с хозяйственной «
регуляцией природы», есть экономический материализм, проведенный с такой решительностью, которая оказалась далеко не по плечу Марксу.
Иначе говоря, смерть, в которой Федоров склонен был вообще видеть лишь род случайности и недоразумения или педагогический прием, есть акт, слишком далеко переходящий за пределы этого мира, чтобы можно было справиться с ней одной «
регуляцией природы», методами физического воскрешения тела, как бы они ни были утонченны, даже с привлечением жизненной силы человеческой спермы в целях воскрешения или обратного рождения отцов сынами (на что имеются указания в учении Федорова).
Допустим, что благодаря «
регуляции природы», т. е. трудовым, хозяйственным путем, сынам удалось бы собрать из планетного пространства все атомы от разложившихся тел умерших отцов и затеплить жизнь в воссозданных телах.
Федоров же берет теперешнее состояние жизни, как вообще единственно возможное, и хочет лишь расширения магической мощи человека чрез «
регуляцию природы», направленную к целям «общего дела», т. е. воскрешения.
Это — соблазн первого диавола искушения: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лк. 4:3), т. е. яви себя экономическим мессией, «сыном человеческим», силою «
регуляции природы» оживляющим и воскресающим.
Есть рационалистическое безумие, folie raisonnante, одержимость рационалистической идеей, идеей рационалистической
регуляции мировой жизни.
Социализм стремится к рационализации, организации и
регуляции социальной жизни, но опирается он на коллективное бессознательное масс, на массовые инстинкты и влечения, требующие удовлетворения.
Так, в русской революции, в которой действуют страстные силы подсознательных массовых инстинктов, идейно господствует рационалистическая марксистская идеология, требующая абсолютного порядка и
регуляции жизни.
Совершенная социализация человека, связанная с идеей совершенного социального строя, и совершенная
регуляция всей человеческой культуры могут привести к новому и окончательному порабощению человеческой личности.
Но его сближает с коммунизмом крайний активизм, вера во всемогущество техники, проповедь коллективного, общего дела, вражда к капитализму, проективизм, тоталитарность в отношении к жизни, склонность к
регуляции и к планам мирового масштаба, отрицание теоретической мысли, умозрения, оторванного от практического дела, признание труда основой жизни.
Общее дело должно состоять: «во 1-х, в обращении рождающей силы в воссозидающую и умерщвляющей в оживляющую, во 2-х, в собирании рассеянного праха и в совокуплении его в тело, пользуясь для сего и лучистыми образами, или изображениями, оставляемыми волнами от вибраций всякой молекулы; и в 3-х, в
регуляции земли, т. е. в управлении землею как кладбищем — управление же это состоит в последовательном воскрешении или воссоздании множества поколений умерших — в воскрешении для распространения через воскрешенных
регуляции на все миры, обитателей не имеющие» (с. 426).
Но он не сознал и не нашел имени для той истины, что
регуляция природы человеческой активностью есть положительная, светлая магия.
Социализм есть во всяком случае идея
регуляции социального целого; он все хочет привести в соответствие с социальным организмом, он противится хозяйственной анархии.
Отношения труда и капитала не могут быть регулированы индивидуально, предоставлены исключительной власти личной конкуренции — они подлежат государственной и общественной
регуляции.
Мировая война поставила в исключительные условия хозяйственную жизнь народов и вызывает неотвратимый процесс государственной
регуляции и социализации.
Пафос объективности ведет к более благородному пониманию социализма, как
регуляции стихийных сил, т. е. прежде всего, как проблемы высшей культуры и материальной, и духовной.
Социализм мыслится не как задача
регуляции стихийных природных сил, не как гармонизация целого, а как классовая ненависть и раздор.
Воля восставших масс направлена не на организацию труда, не на
регуляцию социального целого, а на захваты и потребление.